О революции. Диалог с диссидентом (2)

Мой оппонент — Фред Анаденко (Киев). Инженер-испытатель стратегических ракет на Байконуре, майор Советской Армии, затем диссидент, политзаключённый (1982—1987)Бывший советский диссидент и политзэк Фред Анаденко, о котором я уже писал, предлагает продолжить начатый ранее спор о судьбе СССР. Насколько я понял его позицию, она меньшевистская и вкратце сводится к плехановскому: «Русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Он не без гордости отмечает, что его нынешняя позиция неизменна около 40 лет, «что было зафиксировано в судебном приговоре от 1982 года» (момента его ареста). Значит, перед нами советский (или антисоветский) меньшевик... Интересна ли кому-то в наше время такая позиция, как и её критика? Не уверен. По-моему, всё это история уже «проехала» мимо и разжевала до молекул, причём давным-давно, лет этак сто тому назад. Но можно попробовать, конечно... Сам Фред и его соавтор Пчёлка ведут серию постов вот здесь и в сообществе «Новый рабочий».Мне Фред Анаденко написал:«Нас впечатлил ваш взгляд на Октябрь: «В Октябре 1917 года было две революции, как «шампунь и кондиционер в одном флаконе». Видим, да, думали, размышляли и сложили свое мнение. Отлично! Хотя мы этот подход не разделяем. :-) Плюс в том, что есть тема для обсуждения. :-) Наша с вами противоположность — в подходе к истории и оценке вождя (Ленина). Насколько я понимаю, у вас он лидер не названной революции. Возможно, даже социалистической. У меня — однозначно буржуазной. Кормчий её второго, зачисточного этапа. Социалистическую революцию будем оспаривать. :-) У меня история сама подбирает личность со специфическими чертами, необходимыми для решения форс-мажорных задач».Владимир Табурин. Открытка из серии "Дети — политики". 1917Дальше Ф. Анаденко предлагает ряд тезисов, с которыми я совершенно не согласен, причём первые два из них:«1. С февраля 1917 г. по декабрь 1922 г. в России проходила Великая буржуазная революция.2. Октябрь 1917 — второй, зачисточный этап этой революции».В этих первых тезисах (в отличие от дальнейших) есть кое-какой смысл. Какой же именно? Мне уже не раз приходилось об этом писать...В Октябре 1917-го, как неоднократно указывали сами его вожди, были заложены две революции: буржуазная и социалистическая. Буржуазная революция, например, отменила помещичье землевладение, отняла недвижимость и иное имущество у церкви, отделила церковь от государства и школу от церкви, упразднила сословия и титулы, ввела светский брак и свободу развода, равноправие мужчин и женщин и пр. и пр. Вплоть до таких мелочей, как введение нового календаря, метрической системы мер и вычищение из русского языка «ятей», «еров», «фит», «ижиц» и прочей давно ненужной ерунды. В общем, провела давно назревшие и перезревшие реформы, которые в западной Европе проводила буржуазия, но для которых у русской буржуазии кишка оказалась тонка.Однако наряду с этим Октябрь 1917 года пошёл намного дальше обычной буржуазной революции: национализировал промышленность, позднее провёл социалистический переворот в деревне... Ввёл бесплатное образование, бесплатную медицину (что вовсе не входило в стандартную программу буржуазной революции).В каком положении мы находимся сегодня? Все завоевания социалистического Октября или отменены или находятся под ударом (на Украине даже словечко для этого весьма меткое придумали: «декоммунизация»). Более того, реставраторы РКМП зарвались до того, что тщатся отменить и буржуазно-демократические завоевания Октября. Де-факто восстанавливают государственную религию и церковь, кару за богохульство, проводят «реституцию» церковного имущества, возвращают попов в школьные классы, тянут ручки к равноправию женщин (особенно этим пока отличились исламские клерикалы) и к равноправию национальностей (читайте мечты вслух и откровения националистов всех стран бывшего СССР). Вот только о возврате помещиков в их имения и восстановлении феодальных титулов речи пока, кажется, не идёт.Вот в таком мы сейчас находимся положении. Буржуазно-демократическая революция 1917 года не удержалась (и не могла, думается, удержаться) в своих рамках и покатилась дальше и левее, в социалистическую. А с какого-то момента эти «исторические качели» двинулись обратно, и сейчас борьба идёт уже вокруг достижений буржуазно-демократической революции. Вот от этого и возникает меньшевистская иллюзия, что весь социализм был неким сном, наваждением, а реальна буржуазная революция, так сказать, 1917-2020 годов. :) И можно, кстати, предсказать, что поскольку буржуазия в бывшем СССР, как и в 1917 году, насквозь труслива и реакционна (и даже гораздо более реакционна, чем сто лет назад), «качели» опять не удержатся в буржуазных рамках и «вылетят» с размаху в социализм. Главное, нашёлся бы тот, кто их вовремя подхватит и сумеет поддержать на этом рубеже!Начало темы

О революции. Диалог с диссидентом (2)
Мой оппонент — Фред Анаденко (Киев). Инженер-испытатель стратегических ракет на Байконуре, майор Советской Армии, затем диссидент, политзаключённый (1982—1987)Бывший советский диссидент и политзэк Фред Анаденко, о котором я уже писал, предлагает продолжить начатый ранее спор о судьбе СССР. Насколько я понял его позицию, она меньшевистская и вкратце сводится к плехановскому: «Русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Он не без гордости отмечает, что его нынешняя позиция неизменна около 40 лет, «что было зафиксировано в судебном приговоре от 1982 года» (момента его ареста). Значит, перед нами советский (или антисоветский) меньшевик... Интересна ли кому-то в наше время такая позиция, как и её критика? Не уверен. По-моему, всё это история уже «проехала» мимо и разжевала до молекул, причём давным-давно, лет этак сто тому назад. Но можно попробовать, конечно... Сам Фред и его соавтор Пчёлка ведут серию постов вот здесь и в сообществе «Новый рабочий».Мне Фред Анаденко написал:«Нас впечатлил ваш взгляд на Октябрь: «В Октябре 1917 года было две революции, как «шампунь и кондиционер в одном флаконе». Видим, да, думали, размышляли и сложили свое мнение. Отлично! Хотя мы этот подход не разделяем. :-) Плюс в том, что есть тема для обсуждения. :-) Наша с вами противоположность — в подходе к истории и оценке вождя (Ленина). Насколько я понимаю, у вас он лидер не названной революции. Возможно, даже социалистической. У меня — однозначно буржуазной. Кормчий её второго, зачисточного этапа. Социалистическую революцию будем оспаривать. :-) У меня история сама подбирает личность со специфическими чертами, необходимыми для решения форс-мажорных задач».Владимир Табурин. Открытка из серии "Дети — политики". 1917Дальше Ф. Анаденко предлагает ряд тезисов, с которыми я совершенно не согласен, причём первые два из них:«1. С февраля 1917 г. по декабрь 1922 г. в России проходила Великая буржуазная революция.2. Октябрь 1917 — второй, зачисточный этап этой революции».В этих первых тезисах (в отличие от дальнейших) есть кое-какой смысл. Какой же именно? Мне уже не раз приходилось об этом писать...В Октябре 1917-го, как неоднократно указывали сами его вожди, были заложены две революции: буржуазная и социалистическая. Буржуазная революция, например, отменила помещичье землевладение, отняла недвижимость и иное имущество у церкви, отделила церковь от государства и школу от церкви, упразднила сословия и титулы, ввела светский брак и свободу развода, равноправие мужчин и женщин и пр. и пр. Вплоть до таких мелочей, как введение нового календаря, метрической системы мер и вычищение из русского языка «ятей», «еров», «фит», «ижиц» и прочей давно ненужной ерунды. В общем, провела давно назревшие и перезревшие реформы, которые в западной Европе проводила буржуазия, но для которых у русской буржуазии кишка оказалась тонка.Однако наряду с этим Октябрь 1917 года пошёл намного дальше обычной буржуазной революции: национализировал промышленность, позднее провёл социалистический переворот в деревне... Ввёл бесплатное образование, бесплатную медицину (что вовсе не входило в стандартную программу буржуазной революции).В каком положении мы находимся сегодня? Все завоевания социалистического Октября или отменены или находятся под ударом (на Украине даже словечко для этого весьма меткое придумали: «декоммунизация»). Более того, реставраторы РКМП зарвались до того, что тщатся отменить и буржуазно-демократические завоевания Октября. Де-факто восстанавливают государственную религию и церковь, кару за богохульство, проводят «реституцию» церковного имущества, возвращают попов в школьные классы, тянут ручки к равноправию женщин (особенно этим пока отличились исламские клерикалы) и к равноправию национальностей (читайте мечты вслух и откровения националистов всех стран бывшего СССР). Вот только о возврате помещиков в их имения и восстановлении феодальных титулов речи пока, кажется, не идёт.Вот в таком мы сейчас находимся положении. Буржуазно-демократическая революция 1917 года не удержалась (и не могла, думается, удержаться) в своих рамках и покатилась дальше и левее, в социалистическую. А с какого-то момента эти «исторические качели» двинулись обратно, и сейчас борьба идёт уже вокруг достижений буржуазно-демократической революции. Вот от этого и возникает меньшевистская иллюзия, что весь социализм был неким сном, наваждением, а реальна буржуазная революция, так сказать, 1917-2020 годов. :) И можно, кстати, предсказать, что поскольку буржуазия в бывшем СССР, как и в 1917 году, насквозь труслива и реакционна (и даже гораздо более реакционна, чем сто лет назад), «качели» опять не удержатся в буржуазных рамках и «вылетят» с размаху в социализм. Главное, нашёлся бы тот, кто их вовремя подхватит и сумеет поддержать на этом рубеже!Начало темы