Человек-скала, или Обормот без бегемота

5 июня Владимир Путин открыл памятник царю Александру III в Гатчине. Глава государства не скрывал восторга перед самодержцем: «Супер! Скала! И человек-скала, и по делам своим, и по характеру». Правда, как раз в царствование этой «скалы» другой деятель, тогда безвестный студент, высказался о прочности данной «скалы» весьма нелицеприятно: «Стена, да гнилая. Ткни — и развалится!». Так оно и вышло...Любопытно, что в этот самый день, 5 июня (23 мая) 1909 года, был торжественно открыт другой, знаменитый памятник царю Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого. О котором в народе сразу же появилась издевательская частушка:Стоит комод,На комоде бегемот,На бегемоте обормот,На обормоте шапка,На шапке крест,Кто угадает,Того под арест.Хотя сыну императора, то есть Николаю II, а также его вдове, памятник понравился. Видимо, он отображал что-то сущностное в покойном государе...Ещё более занятно сложилась судьба памятника после революции. В 1918 году многие не сомневались, что большевики снесут статую: ещё бы, ведь при Александре III казнили родного брата председателя Совнаркома, того самого бывшего студента!Это рисунок художника Ре-Ми с обложки либерального журнала "Новый Сатирикон" за май 1918 года к декрету Совнаркома:Как видим, либеральный журнал не сомневался, что все памятники царям пойдут под снос. Подпись гласила: "Проект снятия памятников. Чугунная контр-революция в революционной кутузке". И изобразил в воображаемой "революционной кутузке", кроме работы Трубецкого, Медного Всадника, а также фрагмент конного памятника Николаю I.Но большевики рассудили иначе: что скульптура имеет художественную и историческую ценность, и поэтому сносить её нельзя. В 1922 году по решению Петросовета и с одобрения Ленина памятник украсили специально сочинёнными стихами Демьяна Бедного «Пугало». Четверостишие было написано как бы от имени покойного царя:Мой сын и мой отец при жизни казнены,А я пожал удел посмертного бесславья:Торчу здесь пугалом чугунным для страны,Навеки сбросившей ярмо самодержавья.Это карикатура Д. Моора 1922 года: царь и его конь с любопытством читают стихи на постаменте...В 1927 году, когда праздновалась 10-я годовщина революции, с памятником поступили ещё более интересно: царя посадили в клетку!Памятник и сейчас красуется на своём постаменте, уже давно без клетки, но, видимо, решили, что одного "обормота на бегемоте" маловато будет. Решили сделать ещё одного обормота, только без бегемота. Но в 1909 году помогло как-то не очень надолго... :)Кстати, всем поклонникам личности Александра III невредно будет послушать голос этого обожаемого монарха. Запись его голоса сохранилась. Любой, кто разберёт произносимое Его Императорским Величеством, несомненно, удивится: и это "русский царь"? Да это же какой-то иностранец говорит и поёт..

Человек-скала, или Обормот без бегемота
5 июня Владимир Путин открыл памятник царю Александру III в Гатчине. Глава государства не скрывал восторга перед самодержцем: «Супер! Скала! И человек-скала, и по делам своим, и по характеру». Правда, как раз в царствование этой «скалы» другой деятель, тогда безвестный студент, высказался о прочности данной «скалы» весьма нелицеприятно: «Стена, да гнилая. Ткни — и развалится!». Так оно и вышло...Любопытно, что в этот самый день, 5 июня (23 мая) 1909 года, был торжественно открыт другой, знаменитый памятник царю Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого. О котором в народе сразу же появилась издевательская частушка:Стоит комод,На комоде бегемот,На бегемоте обормот,На обормоте шапка,На шапке крест,Кто угадает,Того под арест.Хотя сыну императора, то есть Николаю II, а также его вдове, памятник понравился. Видимо, он отображал что-то сущностное в покойном государе...Ещё более занятно сложилась судьба памятника после революции. В 1918 году многие не сомневались, что большевики снесут статую: ещё бы, ведь при Александре III казнили родного брата председателя Совнаркома, того самого бывшего студента!Это рисунок художника Ре-Ми с обложки либерального журнала "Новый Сатирикон" за май 1918 года к декрету Совнаркома:Как видим, либеральный журнал не сомневался, что все памятники царям пойдут под снос. Подпись гласила: "Проект снятия памятников. Чугунная контр-революция в революционной кутузке". И изобразил в воображаемой "революционной кутузке", кроме работы Трубецкого, Медного Всадника, а также фрагмент конного памятника Николаю I.Но большевики рассудили иначе: что скульптура имеет художественную и историческую ценность, и поэтому сносить её нельзя. В 1922 году по решению Петросовета и с одобрения Ленина памятник украсили специально сочинёнными стихами Демьяна Бедного «Пугало». Четверостишие было написано как бы от имени покойного царя:Мой сын и мой отец при жизни казнены,А я пожал удел посмертного бесславья:Торчу здесь пугалом чугунным для страны,Навеки сбросившей ярмо самодержавья.Это карикатура Д. Моора 1922 года: царь и его конь с любопытством читают стихи на постаменте...В 1927 году, когда праздновалась 10-я годовщина революции, с памятником поступили ещё более интересно: царя посадили в клетку!Памятник и сейчас красуется на своём постаменте, уже давно без клетки, но, видимо, решили, что одного "обормота на бегемоте" маловато будет. Решили сделать ещё одного обормота, только без бегемота. Но в 1909 году помогло как-то не очень надолго... :)Кстати, всем поклонникам личности Александра III невредно будет послушать голос этого обожаемого монарха. Запись его голоса сохранилась. Любой, кто разберёт произносимое Его Императорским Величеством, несомненно, удивится: и это "русский царь"? Да это же какой-то иностранец говорит и поёт..